Суббота
18.05.2024
15:03
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Личный блог учителя начальных классов Остриковой Т. В.
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Мои файлы

Опыт работы
[ Скачать с сервера (69.9 Kb) ] 14.01.2014, 20:43

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ Д ЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА .

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт.

 

Введение

 

Современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием. Предмет  русский язык, на мой взгляд, относится к дисциплине наиболее благоприятной для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития.

В программе формирования УУД представлены типовые задания (действия, материалы) по русскому языку, направленные на достижение личностных и метапредметных результатов. (см.Приложение1)

                                                          Основная часть.

Система универсальных учебных действий (УУД) прописана во ФГОС 2 поколения для начальной школы. Это, на мой взгляд, фундамент всего образования. Изучив материалы ФГОС, опыт коллег, методические материалы, я решила работать над данной темой.

Работу по формированию УУД  я разделила на этапы: 
I.Подготовительный этап. 
 Вместе с психологом в 1классе провела диагностику сформированности УУД обучающихся.

Для определения уровня сформированности УУД каждой группы мы использовали различные методики, их можно взять из опыта работы коллег в методических изданиях и в Интернете.

Для оценивания сформированности личностных УУД:
- методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Нежновой, Эльконина, Венгера) 
- проба на познавательную инициативу «Незавершённая сказка» 
- методика «Кто я?» (модификация методики М.Куна) ) 
- опросник мотивации 
- методика выявления характера атрибуции успеха / неуспеха 
- задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи 
- анкета «Оцени поступок» (по Э.Туриелю) 

Для оценивания сформированности регулятивных УУД:

-выкладывание узора из кубиков

-проба внимания(поиск различий в изображениях)
Для оценивания сформированности коммуникативных УУД:

-левая и правая стороны(Пиаже,1997)

-задание « Рукавички»( Г.А.Цукерман)

-узор под диктовку(Г.А.Цукерман)

Для оценивания сформированности познавательных УУД:

-Проба на определение количества слов в предложении(С.Н.Карпова)

-Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия(Ж.Пиаже)

-Методика «Кодирование»( 11субтест теста Векслера в версииА.Ю.Панасюка)

II.Теоретический этап.

По результатам диагностики сформированности умений разработала план корректировки конкретных умений. В нём фиксируются те умения, которые слабо сформированы у всех учеников класса и у отдельных учеников.

III.Практический этап.

 На основе разработанного плана корректировки  на уроках подбирала такие задания, которые способствуют формированию необходимых умений. Выбор задания облегчается цветной точкой, указывающей в учебнике на направленность задания и его метапредметный характер.

Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

Вместе с учениками планирую работу по овладению метапредметными умениями на основе «Дневника школьника» Образовательной системы «Школа 2100» (Раздел «Умения, которым я научусь на всех предметах»). 

 В соответствии с планом каждую неделю ученики вместе с учителем выбирают одно из умений, записывают его в недельный разворот («На этой неделе мы будем стараться…») и развивают его на всех уроках.

Каждый урок я планирую, прописывая методы и пути формирования УУД на всех этапах работы. 
Регулятивные УУД

1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы своих знаний и незнаний. На обобщающем уроке русского языка в 3 классе по теме «Имя существительное», прослушав стихотворение Т. Рика «Имя существительное» дети ставят задачи: повторить изученное о роде, числе, склонении и падежах имени существительного. Прогнозируют область применения данных знаний: научиться в будущем правильно писать безударные окончания имён существительных. Составляют план работы при обобщении знаний: например, в том порядке, в котором изучали данные темы. 

2.Обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.
3. Часто на уроках дети, работая в парах или группах, получают контрольные или маршрутные листы. На этих листах они составляют план работы над темой и контролируют свою работу самостоятельно. 
4. При выполнении индивидуальных заданий дети выполняют шкалирование. Прочитав задание, ребята анализируют его и чертят на полях в тетрадях отрезки, соответствующие количеству заданий. Выполняя поэтапно задания, они крестиком отмечают выполненные. Здесь сразу формируются несколько УУД: планирование, самооценка, самоконтроль – регулятивные; использование знаково-символических средств, осуществление анализа задания - познавательные. Важно, чтобы учитель, проверяя работу, показал своё отношение к шкалированию ученика: можно обвести кружком крестик в правильном задании и зачеркнуть в неправильном, или придумать другие знаки, договорившись об этом с классом. 
5. Шкалирование я применяю и при самооценке работ учащихся. После решения учебной задачи предлагаю на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка, например, того же крестика, по определённым критериям: А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность. После проверки такую же работу проделываю сама. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу крестик в красный кружок. Если не согласна, ставлю свою отметку. Обязательно анализируем итоги самооценки и оценки.

6. Обучение оцениванию устных ответов целесообразно начинать с первого класса. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ.

3.Со второго класса вводится такая форма работы, как взаимооценивание письменных работ. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например, словарный диктант одноклассника.

4.Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), после чего отмечают в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке:

Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!». За основу данного вида деятельности взята работа учащихся в дневниках УМК «Школа 2100».

Коммуникативные УУД .

1.Это работа в парах или группах временного и постоянного состава.

Для данных видов работы ребята выработали свои правила: 
1. Вы свободно обмениваетесь мнениями. Вы имеете право на ошибку. Не критикуйте, а предлагайте. 
2. Вы уважаете мнение каждого участника. 
3. Шум может быть только рабочим. 
Роли в группах распределены и время от времени происходит их смена для того, чтобы каждый мог попробовать свои силы.

Роли могут быть, например, следующие:

 Чтец- читает вслух;

 Секретарь - записывает что-то от лица группы;

Докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;

Хронометрист- следит за временем.

          Координатор - обеспечивает равное участие в работе членов группы, планирует этапы работы; 

Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

Например: 

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • говорить спокойно и ясно;
  • говорить только по делу;
  • не говорить  всем сразу;
  • реагировать жестами и знаками;
  • возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
  • обращаться друг к другу по имени.

Личностные УУД

1.Работа над проектами. Использование проектной деятельности на уроках в начальных классах имеет свою специфику:

- учащиеся 1-2 классов в силу своих возрастных особенностей не могут осуществлять проектную деятельность; применение метода начинается в 3-4 классах; 

Например, во втором классе можно использовать метод проектов при работе со словарными словами. Сначала работаем совместно на уроках, потом – самостоятельно дома.

Работа идет по схеме, которая по мере накопления знаний дополняется новыми заданиями.

1.      Запиши слово, поставь ударение.

2.      Определи количество букв, звуков, слогов в слове.

3.      Отметь, где написание расходится с произношением.

4.      Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова.

5.      Составь предложение со словом.

6.      Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова.

7.      Подбери слова, обозначающие действие этого предмета.

8.      Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или – подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом.

9.      Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом.

10.  Найди пословицы, поговорки с этим словом.

Образец работы ученика

1.      Медвѐдь.

2.      Медведь – 7 б., 6 зв., 2 сл.

3.      Медведь.

4.      Медведь – крупное хищное животное с длинной шерстью и короткими ногами.

5.      Медведь ест малину.

6.      Медведь – медвежонок, медведица, медвежья.

7.      Бродит, охотится, спит,  ревет, добывает.

8.      Бурый, белый, гималайский, злой, сильный, олимпийский.

9.      Идет медведь между елками,

Бредет медведь между березками,

В овражки спускается,

На пригорки поднимается.

10.  Медведь на ухо наступил. Медвежья услуга.

2.Творческие задания на уроках. 
Ребята очень любят эти задания. Творчество их безгранично.. 
1. Написать мини-сочинение. 
2. Придумать загадку, четверостишье 
3.Составить тест, кроссворд

4. Допиши начало(середину, конец, рассказа). 
Познавательные УУД
1.На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы. 
Карточка-алгоритм изучения имени существительного. 
1. Что такое имя существительное? 
2. а) Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? 
б) Могут ли имена существительные одного рода относиться к разным склонениям? 
3. Что значит: просклонять имя существительное? 
4. Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание имени существительного? 
5. Что следует помнить об окончаниях имён существительных в родительном падеже единственного числа? 
6. Какие окончания имеют имена существительные в дательном падеже единственного числа? 
7. Какие окончания имеют имена существительные в предложном падеже единственного числа? 
Почему он так называется? 

2.Ещё одним эффективным средством  считаю работу со справочными материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Найти то или иное слово позволяют, например, размещённые в конце учебника по русскому языку словари (орфоэпический, орфографический, толковый). Организация работы в рамках исследовательского проекта «Такие разные словари» поможет учащимся понять назначение словарей и справочников различного типа. Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращения к словарю, выработает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне урока. Для обучения учащихся работе со справочной литературой в процессе совместной деятельности на уроке необходимо создать памятку «Как работать со словарём». Хорошо, когда словарей в классе много и они представлены не только в учебниках, но и отдельными изданиями. Важно, чтобы они соответствовали требованиям, предъявляемым к изданиям для учащихся начальных классов, имели соответствующий шрифт, иллюстрации и т.д. При планировании работы на уроке также нужно вводить работу учащихся с энциклопедическими изданиями. В 3 (4) классе необходимо организовать деятельность учащихся по разработке алгоритма действий в процессе поиска нужной информации в сети Интернет.

3.Формирование познавательных  и регулятивных универсальных учебных действий сегодня немыслимо без  использования новых информационных технологий.

Использую в своей электронное пособие  «Уроки русского языка» издательский дом «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» и др.).

 IV этап. Мониторинг сформированности личностных результатов и универсальных учебных действий

 Используя интегрированные проверочные работы:

1.Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования

 «Школа 2100» . Е.В.Бунеева,А.А.Вахрушев,С.А.Козлова,О.В.Чиндилова

2. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. О.Б.Логвинова,С.Я.Яковлева

 провожу  к концу учебного года предварительную диагностику степени сформированности умений.

 

 

Заключение.


Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над УУД. Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочу ещё раз подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование их происходит на протяжении всего урока. 
Овладение УУД ведёт к формированию  самостоятельности, успешному  владению умениями и компетентностями, освоению новых знаний.

Продуманное владение современными технологиями, творческий подход, совершенствование средств обучения и развития ведет к положительным итогам.          

Результаты работы над данной темой: 

1.      Повышение интереса к русскому языку.

  1. Повышение результативности обучения;

3.      Положительная динамика уровня сформированности  УУД .(см.Приложение 5)

4.      Учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока.

5.      Цели урока и задачи обучающиеся определяют самостоятельно, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия.

6.      Развивается умение работать в парах и группах . 

Литература: 

1. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли», пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.. 
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Tatyana
Просмотров: 3830 | Загрузок: 232 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 SergCorry  
0
<a href=http://zmkshop.ru/stati/proizvodstvo-svarnykh-konstruktsiy/>что такоесварная ёмкость</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Форма входа